Формулировки «обязательный/необязательный» да плюс ещё «некий интегрированный» вызвали в среде экспертов больше всего критики. Почему ОБЖ отнесён к обязательным, а, например, русский и математика – к необязательным? Многих учителей возмутила идея введения в школьную программу непонятного курса «Россия в мире». В этом усмотрели желание вернуть в школу пропаганду, сравнив с существовавшим в советское время курсом ВКП (б).

В адрес кондаковского стандарта сыпались всё новые и новые претензии. В результате авторы документа стали лояльнее относиться к критике, внося в него поправки. Но даже с учётом всех доработок отношение учителей к нему не могло улучшиться. В разгар дискуссий Российская академия образования представила общественности альтернативный вариант стандарта, который параллельно разрабатывался. В нём не было деления на обязательные и необязательные предметы. Он был привычен для консервативно настроенных педагогов, но совершенно неприемлем для тех, кто придерживается прогрессивных взглядов, – что и выяснилось на первом же публичном обсуждении документа в Общественной палате РФ. Когда стало очевидно, что двум группам разработчиков не удастся договориться и подготовить документ, который всех бы устраивал, Минобрнауки России решило создать независимую экспертную комиссию по доработке стандарта. Возглавил её директор Курчатовского института Михаил Ковальчук. Комиссия почти целый год работала, не привлекая к себе внимания. Документ больше не выносили на общественное обсуждение, видимо, из-за опасения нового всплеска дебатов. Министерство образования и науки РФ, вероятно, документ удовлетворил, и оно готово его утвердить после того, как его оценит юридическая комиссия ведомства (срок – до 10 мая).

В проекте приказа на 46-ти страницах объясняется, что собой представляет стандарт, какие требования он предъявляет к организации и содержанию учебного процесса в целом и к каждому конкретному предмету в частности. Вопреки многочисленным ожиданиям, курс «Россия в мире» решено оставить. К его изучению предъявляется 9 требований. Среди них:

1) Сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
2) Сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития;
3) Сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания её прошлого и настоящего;
4) Сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире и другие.

В стандарте осталось разделение на уровни изучения дисциплин – базовый и углублённый. А соответственно, и возможность выбора для учеников.

Выбор предметов будет осуществляться из нескольких предметных областей:

Филология: «Русский язык и литература» (базовый и углублённый уровни); «Родной (нерусский) язык и литература» (базовый и углублённый уровни).
Иностранные языки: «Иностранный язык» (базовый и углублённый уровни); «Второй иностранный язык» (базовый и углублённый уровни).
Общественные науки: «Обществознание» (базовый уровень); «История» (базовый и углублённый уровни); «География» (базовый и углублённый уровни); «Экономика» (базовый и углублённый уровни); «Право» (базовый и углублённый уровни); «Россия в мире» (базовый уровень).
Математика и информатика: «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый и углублённый уровни); «Информатика» (базовый и углублённый уровни).
Естественные науки: «Естествознание» (базовый уровень); «Физика» (базовый и углублённый уровни); «Химия» (базовый и углублённый уровни); «Биология» (базовый и углублённый уровни); «Экология» (базовый уровень).
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности: «Физическая культура» (базовый уровень); «Основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
В учебные планы могут быть включены дополнительные курсы по выбору школьников, например «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края».

В результате каждый ученик будет изучать не менее 9 (10) дисциплин, выбранных из каждой предметной области.

При этом обязательными для всех будут такие предметы: «Русский язык и литература», «Иностранный язык», «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». В зависимости от выбора школьников, можно будет выделить несколько профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. При этом учебный план профиля, кроме универсального, должен содержать не менее 3(4) предметов на углублённом уровне. Как говорится в стандарте, каждая школа обязана обеспечить реализацию индивидуальных планов обучения старшеклассника.

Из текста нового стандарта видно, что комиссия Михаила Ковальчука постаралась учесть замечания к предыдущим версиям документа. С одной стороны, он сохраняет привычные для всех обязательные предметы. А с другой – вводит так называемую вариативность обучения, за которую так долго ратовали школьные реформаторы (в частности, эксперты ВШЭ). Очевидно, что сейчас школы не готовы к индивидуализации образования. Одно дело – учить класс из двух десятков учеников по единому образцу и совсем другое – когда ученики в классе выберут разные предметы и разные уровни. К работе по новым стандартам нужно готовить и педагогов, и учеников – благо на внедрение новых ФГОС отводится время вплоть до 2020 года. К тому моменту, вероятно, большинство школ уже сможет на практике воплотить замыслы теоретиков.
Источник: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=46702