Уважаемые коллеги, глава ФАНО М.Котюков посетил Екатеринбург с двухдневным визитом. Я присутствовал на встрече в Институте и на встрече с молодыми учеными, успел задать два вопроса и что-то записать:


◾общее: ФАНО работает в соответствии с госпрограммами по развитию технологий и развитию образования. В соответствии с ними сформированы госзадания — это суть главные ориентиры.

◾финансы: на 2014 всё распределено полностью, и будет выплачиваться поквартально, за I квартал выплаты прошли. Базовое финансирование определено на три года. Сметное планирование и штатное расписание в прошлом, теперь будет — «больше свободы». При этом замечено: «У хороших институтов субсидия на выполнение госзаданий составляет треть от общего бюджета».

◾кадры: переподчинение институтов от РАН к ФАНО не является реорганизацией и поэтому все отношения с сотрудниками определяются Трудовым кодексом. Единого штатного расписания по факту нет и привести его к общему знаменателю для трёх экс-академий будет непросто. Премий (напр.пенсионных) ученым, «согласно законодательству», не предусмотрено. Цель руководителя учреждения — достижение среднего дохода как двукратного по экономике.

◾аспирантура: сохраняется даже без сокращения на 10% как в ВУЗах.

◾закупки: «44-й закон не стал легче 94-го», надо добиваться ускорения и облегчения.

◾оборудование: денег меньше чем в прошлом году, тема трудная и тп.

◾РАН: Окончательно взаимодействие с РАН будет определено, когда будет Устав и улажены прочие формальности. И я так и не понял у кого в итоге деньги на программы Президиума — у РАН или у ФАНО.

◾научный аудит: чистые цифры наукометрии использоваться не будут. Нужны экспертные оценки. Методики экспертизы еще нет. Пока ясно, что тяжело сравнивать сельхозвузы с институтами РАН и медицинскими предприятиями. «Оценка по ситуации».

◾жилье: на 2014 год деньги выделены по плану. В программу «Жилище» (по которой сертификаты) ФАНО только вступает. В 2014 программа Жилище заканчивается, вероятно будет новая программа или продление.

◾взаимодействие: вскоре откроется сайт, куда будут приниматься предложения. Пока принимает их на свою почту.

В целом, впечатление Котюков производит позитивное и умеет говорить, не вызывая тревоги зала и лишних вопросов. Например, я спросил про есть ли доля от учреждений, подлежащая сокращению, он сказал, что работал в контрольно-ревизионной комиссии и знает, что все пугаются, когда едет ревизор, но ведь цель его не разрушение, а взглянуть со стороны, определить сильные и слабые стороны. В общем, про сокращение ни слова. Всё на позитиве)

Позволю свой краткий анализ:
В 2014 году будут улаживать формальности и проведут экспертизу. Управление бюджетом всецело руках дирекции. Поэтому руководство должно быть/стать таким, чтобы решать поставленные задачи, из которых в явном виде озвучен «доход научного сотрудника как двукратный по экономике к 2017(или 2018?)», т.е. в основном за эти три года 2014-2016 имеющегося базового финансирования.
В 2013 г. по РФ средняя зарплата около 27 т.р., то с учетом минимальной 10% инфляции двукратная средняя зарплата должна превысить 70 т.р. Результата можно добиться либо путем привлечения финансирования, двукратного к базовому (см.выше про «субсидия как треть»), либо путем сокращения штата до 1/3 сугубо на выполнение госзадания. Где-то между этими «либо» — золотая середина. Кажется, такие критерии будут более важны, чем прочие. Есть научные результаты — значит есть гранты — есть доход. Есть патенты, разработки — значит есть хоздоговора — есть доход. Нет ничего — значит сокращение. И доход не самоцель, но решение правительственной задачи о повышении зарплаты. Примерно такая схема, как мне кажется, и выявляет логику действий.
Пожалуй всё.

Если кто читает из Екатеринбурга, дополняйте, чего я не запомнил, не написал.

С уважением,
Андрей Ворох (Уральское отделение РАН)

Источник: Сеть координации институтов
http://www.saveras.ru/archives/6690