Рассказывая о новом проекте, Савельев напомнил, что в Федеральной космической программе запланирован ряд миссий по изучению Луны и даже предусмотрен забор лунного грунта и его доставка на Землю.

«Все это – подготовка к пилотируемому полету на Луну», – сказал он.

Для американских коллег освоение окололунной орбиты, по словам заместителя главы «Роскосмоса», является серьезным этапом по движению дальше к Марсу. Это даст возможности отработать новые технологии и изучить условия работы для людей, которые будут гораздо более жесткими, чем на низкой околоземной орбите, пояснил Савельев.

Сейчас «Роскосмос» и NASA «формулируют задачи каждой из сторон».

Однако первым вопросом на переговорах в NASA было «повышение эффективности использования Международной космической станции (МКС)», – сообщил он.

Эта цель должна быть достигнута с помощью собственных российских разработок, а также путем сотрудничества с американскими, европейскими и японскими партнерами.

"Мы рассчитываем как на собственные технологии, так и на поддержку партнеров. Как и они – на нас", – подчеркнул Савельев.

Он рассказал, что на встречах в космическом ведомстве США обсуждался и вопрос создания единых стыковочных и других стандартов. Через несколько лет появятся новые американские корабли, и необходимо, чтобы они могли пристыковываться и к американскому, и к российскому сегменту МКС. А в перспективе это даст возможность «приблизиться к совместной работе на окололунной орбите», считает заместитель генерального директора «Роскосмоса».

Кстати, вопрос о полетах российских космонавтов на новых американских кораблях уже обсуждается. В США сейчас продолжается строительство трех пилотируемых кораблей по заказу НАСА. В их числе – «Орион» компании Lockheed Martin, предназначенный для марсианского путешествия, намеченного на середину 2030-х годов, а также два корабля, которые будут служить в качестве «космических такси» для доставки астронавтов к международному орбитальному комплексу.

Испытательные полеты пилотируемых кораблей CST-100 и Dragon, которые будут осваивать маршрут от космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) до МКС, должны начаться в 2017 году.

Одновременно продолжатся испытания «Ориона», совершившего свой первый пробный полет в автоматическом режиме в декабре 2014 года.

Когда для него будет изготовлена новая тяжелая ракета-носитель SLS, корабль отправится на орбиту Луны.

По замыслам NASA, это позволит получить дополнительную информацию «о проведении сложных операций в условиях дальнего космоса, чтобы затем перейти к более продолжительным миссиям в процессе подготовки путешествия на Марс».

Прежде чем отправить человека на Марс, NASA планирует изучить поверхность и атмосферу этой планеты с помощью автоматических аппаратов. Директор космического ведомства США Чарльз Болден заявлял о готовности сотрудничать в этом проекте с другими странами, в том числе с Россией. Савельев подтвердил, что «нас приглашают к этой работе». В то же время он подчеркнул, что «по этому вопросу пока нет единого мнения, в том числе среди партнеров в Европе».

«Мы считаем, что перспективы полета на Марс более отдаленные, чем это представляют американские партнеры», - отметил замглавы «Роскосмоса».

Отвечая на вопросы о космодроме «Восточный», он рассказал, что все иностранные коллеги интересуются, как обстоят дела с подготовкой к его эксплуатации. Объясняется это во многом тем, что на космодроме планируется строительство стартового комплекса для осуществления пилотируемых полетов с соответствующей наземной инфраструктурой.

«Пока мы не дошли до конкретики с американскими партнерами, как мы будем использовать «Восточный», но это дело недалекого будущего», – считает Савельев.

http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=221&d_no=117592#.Vx71ATnIP5o STRF.ru